Сибирский Путь - На Главную
   
 
 
   
 

Ориентиры развития

   Если встать в широком поле, прокрутить на пятке все 360 градусов, можно визуально очертить линию горизонта. Куда идти от продавленной пяткой ямки? И зачем идти? Может здесь, у ямки, остаться? Вечные вопросы: куда и зачем идти, и надо ли? Проще, когда человек их сам себе задаёт, но ведь у нас этот вопрос в масштабах цивилизации.

   Куда пойдёт цивилизация, туда и двинется большинство. Кто они, эти ответственные, цивилизацию ведущие? Что видят они там, на линии горизонта? Навигаторы зна¬ют, что в дальних плаваниях иль полётах, ошибка, даже в один градус, приводит к тому, что экипаж прибывает не туда, куда задумывалось. Ошибка может дорогого всем стоить.
   Время, для такой дискуссии, удачное. О чём же ещё, более насущном можно говорить? Религии и древние культуры обещают «конец света», учёные намекают на окончание прецессионного цикла движения нашей планеты и о странном поведении космоса. Наша цивилизация погрязла в системных кризисах. Так, той ли дорогой идёте, товарищи? Не пора ли сме¬нить или поправить ориентиры? Горизонт широк - 360 градусов, и все градусы - наши. Определить правильный вектор можно, обла¬дая непредвзятой информацией из достоверного источника, опираясь на собственные мироощущения и миропонимание. Причём так мы можем нажить очередной между¬народный и межконфессиональный спор, который никогда не приведет к истине.
   Поэтому необходимо сформулировать общую цель. И эта цель - всем целям цель. В неё должны уместиться все культуры, конфессии и народы. Есть же сегодня «общемировая» цель, сформулированная, в частности у нас, на 22 съезде ЦК КПСС (или где-то рядом, не помню точно номер), как «всемерное удовлетворение всё возрастающих материальных потребностей нашего народа...» К этому добавить от классиков политэкономии: «через мировую торговлю, через прибавочную сто¬имость». Прямо-таки священный союз желающих: всё больше потреблять, всё больше богатеть и всё больше властвовать.
   В примитиве это суть сегодняшней цивилизации. И что б уж до конца, - «в этом и есть суть сегодняшнего счастья, заявленного сегодняшней цивилизацией».
   Ваш покорный слуга волею судьбы и времени участвовал и в коммунистическом и капиталистическом строительстве, и, в общем, не безуспешно. Хотя и не то и не другое строительство не за¬кончилось успехом, и не привело к ощущению счастья. Потому бросил это дело. Бросили не все, и у меня остались друзья, что называется «владельцы заводов, газет, пароходов». Они выполнили все, по¬ставленные перед собой задачи и за этой чертой обнаружили пустоту (собственно, и со мной случилось то же). Не зная, куда идти дальше, по привычке занимаются добавлением нулей к стоимости своего бо¬гатства. Грубо говоря, идут вперёд, куда показали, а горизонт - пуст.
   Но не будем о грустном, а будем по существу. О достоверности источника информации для опре¬деления ориентиров, вектора раз¬вития. Их по сути два. Это мнение сведущего человека и собственное озарение, пришедшее свыше. Оза¬рение - это, конечно, здорово. Но озарению одного человека вряд ли поверит человеческая цивили¬зация, а массовое озарение встре¬чается крайне редко (а было бы классно). Поэтому озарение, как источник, придётся отменить, в на¬шем случае, конечно.
   Сведущий человек, он, конечно, хорошо изучил вопрос. Но нам важны его цели, для определения степени доверия. Либо он альтру¬ист, либо корыстен, и различить это, подчас бывает очень сложно. Под «сведущим человеком» я понимаю две информационные системы - так будет понятнее. Си¬стема номер один - медиасистема. Номер два - живая традиция. За каждой системой стоят свои «жрецы», их курирующие. «Жрецы» медиасистемы плохо просматриваются, и, вы уж меня извините, зело корыстны. И эта корысть «прёт из всех дыр», - так, что её трудно не заметить.
   За живой традицией стоят родители, деды, щуры, пращуры и прочие родичи и учителя, которым «на роду написано» любить детей своих, желать счастья им, и совсем не за деньги, а скорей «в расход», и не только денег.
   Поэтому дальше, в своих рассуждениях я буду апеллировать традиционной информацией, собранной из опыта сотен поколений моих и ваших предков.
   Традиция знает всё, так как наши сегодняшние вопросы были всегда, лишь технологическое и историческое оформление было другим. Да и традиция, она ведь живая. Она всегда делает поправку на текущие времена и исторический опыт. При этом ей свойственен консерватизм, то есть изменения в одном поколении происходят незначительные. Сама традиция не даёт «дурить», делать опрометчивые шаги.
   Можно быть со мной несогласным и обратиться к другим истокам и убеждениям. А я ведь и не ставлю перед собой задачи кого-то убедить или переубедить. Убеждать - это рядом с бедой ждать. Убеждённый легко переубеждается, потому как, убеждения-то не его. Здесь требуется осознанность работа собственной мысли. И свою задачу я вижу в передаче вам, друзья, пищи для размышления. И если в формировании чьей-то осознанности, будет присутствовать моё слово, я буду считать свою задачу, выполненной.
   Основой любой традиции, является Вера, основанная на жизнен¬ной цели (завета) целого народа, выраженной в его судьбе. Естественно, у каждого рода, семьи, человека есть своя судьба. Но человек следу¬ет ей или торит её, исходя из народной Веры.
   Всем властителям было известно (да и сейчас известно), что народ, имеющий общую веру, да если он крепок в ней - непобедим. Его можно уничтожить, но не победить. Поэтому главная цель, вернее средство, всех поработителей - уничтожение народной Веры. В чём вера твоя, россиянин? Если затрудняешься ответить, значит, будет скоро тебе другое название и другая вера. Давайте отменим такую программу.
   В дореволюционной России, основной профессией русского царя была - защитник Веры. Защитником своей Веры его считали православные, мусульмане, буддисты, калмыки, татары и русские, про¬чие славные и инославные народы. Что-то произошло и произошло не вдруг, и ослабла Вера, и разрушилась система. Через пару лет после революции богоносный народ пошёл крушить свои храмы. Это отдельная и весьма интересная тема, но мы сегодня не о ней. Тем более что вектор цивилизации сменился не тогда, а много раньше. Некоторые историки считают, что это произошло в XVII-XIV веках до н.э. На территории сегодняшней России, вернее, Киевской Руси, это произошло много позже (сила традиции, здоровый консерватизм), где-то в IV-V веках н.э.
   До этого цивилизация была другой, основанной на принципах «сударства» - дарения вместо продажи, позже обмен (но без денежного или трудозатратного эквивалента), духовных подвигов и добродейства. И сейчас остатки этой цивилизации живут где-то в монастырях и кибуцах, да в наших душах, инстинктивно тянущихся к духовному.
   Всякие революции имеют благие цели, а заканчиваются одинаково плохо. Поэтому я предлагаю эволюцию. Эволюционную смену вектора цивилизационного развития человеческой цивилизации. А вектор определяется главной целью. Вот про эту цель и поговорим.
   Есть у народов России, да и у других европейских и азиатских народов символ Древней Веры. Древний - в корне древо, дерево. Этот символ встречается на фасадах ста¬рых храмов и не только православных, и не только христианских. Этот символ знаком каждому из русских сказок его детства. Помните, «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Дуб на изгибе морского берега, цепь златая, кот. Позвольте мне немножечко побыть котом, да сказочку вам поведать.
   Конечно, с Ариной Родионовной мне не тягаться. Она сама суть живой традиции, сказительница. Существовала такая форма передачи информации на Руси, через сказителей, в противовес (а может в дополнение) письменной.
   Слову сказанному больше доверяли, не соврёт человек словом глаза в глаза. Такая информативная форма была описана белым офицером и историком Миролюбовым. Тогда, ещё в нежном возрасте, подбирались, одарённые памятью дети (отроки), запоминавшие наизусть огромные пласты информации из истории и народного эпоса. В про¬шлом году я встретил таких сказителей в Марокко. Миролюбов встретил такую сказительницу на Дону в гражданскую войну. Хоте¬лось бы верить, что они, где-то сохранились в России. Я же не могу говорить от имени традиции. Я вам лишь рассказываю так, как я её понимаю.
   Так вот про Дуб. Листва на Дубе том, есть человеческое общество, цивилизация. Оно тянется к свету, каждый год приближаясь к солнцу. Крона, через ветви (народы, религии), опирается на ствол Веры, питаясь от корней своих, соками традиции. Вот вам и цель, к свету, и иерархия и средства достижения. Без любой составляющей, цивилизация гибнет, крона древа осыпается. Такой вот экспонат, символ, находящийся всегда «под рукой», использовали предки и учили по нему.
   Вот только что считать светом (солнцем)? Может быть прибавочную стоимость, набор потребительских благ? Я пробовал, от такого «солнца» в душе пустота. Но ведь тянутся многие. Может другого «солнца» не видят, спрятали его от них.
   Во всех культурах, по крайней мере, в тех, что я знаю, есть понятие, именуемое в православии «лествица Духа». Это символ, представляющий собой лестницу, по ступенькам которой, человеческая душа (и не только человеческая) идёт вверх к величию Духа, совершая духовные подвиги. Есть лествице аналоги и в виде кланов, сословий, званий, других иерархий. Они, конечно, из¬рядно обветшали и изменились, но суть осталась. Есть в русском языке приставка «вос»: вос-хождение, вос-становление, вос-приемство... В его основе есть понятие «ось» (основа - новая ось), ось духа. Суть его та же, что и лествица. Эта ось и есть Вера - ствол Дуба, ориентир цивилизации. Все ветви немного отклоняются от ствола (свой путь), но движутся туда же - цель одна. Можно было бы и дальше рассуждать, но это уж сами, пожалуйста.
   Это, так сказать стратегия, а с тактикой что же? На мой взгляд, здесь уже могут быть расхождения. Есть среди народов и рас различия в мироощущениях. Некоторые ощу¬щают себя на земле миссионерами, некоторые рабами, а кто узниками. И, пожалуй, эту глубинную часть сознания людей не переделать. А может, и не надо переделывать-то. Ведь если бы у всех народов была хотя бы конечная цель одна, то такая цивилизация, надо признать, была бы жизнеспособной. В противном случае, надо признать, что на планете будет несколько цивилизаций, интересы которых (конечные цели), не совпадают. Исход легко просчитать. Я думаю, случай с нашей планетой не «противный». Противны цивилизационные ориентиры, внедрённые когда-то в порядке эксперимента, ошибочно или по злому умыслу.
   Существовала же когда-то единая цивилизация, с единой целью, как утверждают некоторые историки, тысячи три с половиной лет назад, пока один из народов, по какой- то причине, не решил изменить общим целям.
   В общем, я расскажу вкратце, о стратегии достижения заявленной цели, которая существует в изложении некоторых народов, достаточно хорошо известны и изложены в различных «заветах».
   Так вот, согласно «заветам» земля человеку дана во владычество со всем растительным и животным миром. Владычествовать - значит в ладу содержать горы, моря, реки, луга, леса и тварей живых. Вот та¬кая вот нелёгкая задача, но эта задача номер раз. Номер два. Живя общиной, найти в ней своё место, избавить себя от страстей (пороков) и помочь в этом ближнему в силу своих способностей и места на ле¬ствице духа. Номер три - служить и славить Бога. А всё вместе, это называется жить в Законе Божьем. И мерилом деяний человеческих является его Совесть. Вот так вот всё просто, да не легко. Торговать землёй заветной и совестью проще и, на, неискушённый взгляд, приятнее.

В.В. Московкин,
организатор этно-экологической экспедиции «Былина в Заозерье»
 
Напечатано в журнале // Чистая энергия. – 2010. – №3. – С.18-20.


 

Последнее обновление ( 17.01.2011 г. )
 
« Пред.   След. »